Как ГДК не стал вязальной фабрикой

Нажмите для предварительного просмотра изображения
Фото: newrzhev.ru

Государство потеряло в лице нынешнего руководителя Городского дома культуры Надежды Крыловой талантливого механизатора или слесаря-ремонтника.

У «сынка Надюши» — так звали ее в детстве родители — любимыми игрушками были гвозди и молотки, в карманах девчачьего платьица всегда было можно отыскать какой-нибудь болт. Родилась Надя (тогда еще Кузнецова) в деревне Деняшино Ржевского района, позже, когда девочке исполнилось три года, семья переехала в Бахмутово — там мама служила на почте, а отец работал на машинно-тракторной станции.

В куклы Надежда все же научилась играть, когда пошла в школу, но характер так и остался мальчишеским. Обижали старшие ребята — не плакала и не жаловалась взрослым, а давала сдачи, несмотря на разницу в возрасте и силах — так научил ее отец. И сверстников в обиду не давала. Так что чувство справедливости, прямота, умение постоять за того, кто рядом — родом из детства.

В школьные годы Надежда блистала. Была активной участницей самодеятельности, посещала танцевальный и театральный кружки, была секретарем комсомольской организации Ефимовской восьмилетки. Творческие способности перешли к Надежде по наследству — в семье замечательно пели бабушка и отец. После окончанию школы решила пойти по стопам старшей сестры Валентины, которая окончила Калининское музыкальное педагогическое училище.

Надя Кузнецова отправилась покорять Калинин. Что было несколько самонадеянно, так как в музпедучилище в основном поступали те, у кого за плечами было обучение в музыкальной школе. А музыкальной школы ни в Бахмутове, ни в Ефимове не было. Тем не менее вступительные экзамены Надежда сдала хорошо — две четверки и пятерка, но, чтобы пройти по конкурсу, недобрала половину балла. Девушке предложили окончить полугодовые подготовительные курсы и на следующий год гарантированно поступить в училище, но юношеский максимализм требовал всего и сразу. Возвращаться в деревню тоже гордость не позволяла: как так, сама комсорг Кузнецова — и не поступила. Выручила сестра, работавшая  после окончания музпеда в Красном холме. Валентина предложила Наде окончить десятилетку у нее.

Так судьба свела Надежду Кузнецову и учительницу литературы краснохолмской средней школы Лидию Варламову. Лидия Тимофеевна была талантливым педагогом, привила своим ученикам любовь к настоящей литературе, научила разбираться в поэзии. Конечно же, Надежда посещала театральный кружок, который вела любимая учительница. Лидия Тимофеевна убедила девушку, что ее жизненный путь непременно должен быть связан со сценой.

В московском институте культуры Надежда оказалась среди тех абитуриентов, кого не добрали. Но экзаменационной комиссии Кузнецова запомнилась, и педагоги порекомендовали поступать в Калининское культпросветучилище, считавшееся лучшим в стране. Так девушка стала студенткой режиссерского отделения, которое закончила с красным дипломом.

Когда студенты сдавали госэкзамены, пришло нерадостное известие — теперь выпускники училища будут направляться на работу по распределению. До этого времени культпросветовцы подыскивали себе должность и место службы самостоятельно. Кузнецову приглашали и руководитель Тверского драмтеатра Ефремова, звали и в ТЮЗ, и в филармонию. Но, благодаря указаниям сверху, учреждения культуры областного центра большинству студентов не светили. Однокашники Надежды делали все, чтобы остаться в Калинине, даже заключали фиктивные браки. Хитрить Надежда не умела и оказалась в бологовском Доме культуры.

Девушка не отчаивалась — и без драмтеатров и филармоний люди живут, тем более в бологовском ДК есть народный театр, там и раскроется ее режиссерский талант. Однако, приехав в Бологое, узнала, что ДК уже три года закрыт на капремонт, а народный театр не функционирует еще дольше. Однако штат сотрудников, состоящий из трех человек (директора, завхоза и костюмера), как бы работал.

Так в 1977 году началась профессиональная деятельность Надежды Александровны. Пришлось налаживать работу бологовского очага культуры практически заново. Через некоторое время народный театр вновь заиграл, появились вокальный и эстрадный ансамбли, художественная мастерская, агитбригада. Надежда вышла замуж и стала Крыловой. Супруг учился в ржевском аграрном техникуме и был категорически против, чтобы жена возрождала культурную деятельность в каком-то Бологом. Через тернии и звезды — трехлетнюю отработку по распределению никто не отменял — Надежда Крылова пополнила ряды культработников Ржевского района. Ее творческие заслуги помнят жители Ковалева, Медведева, Звягина.

В 1980 году Надежда Александровна поступила на должность инструктора по работе с детьми в Дом культуры РМЗ (ныне ГДК). Молодая семья Крыловых к этому времени уже пополнилась дочерью Ириной, а жилищные условия оставляли желать лучшего — ютились в коммуналке. Надежда перевелась художественным руководителем на завод АТЭ-3, там обещали квартиру. Заключила с работодателем контракт — что она должна сделать в течение года, чтобы заработать двушку. Обязательства худрук выполнила и перевыполнила. На предприятии возникли агитбригада, ВИА, вокальный и танцевальные коллективы, группа аэробики. За два месяца до истечения срока контракта сменился директор АТЭ-3. Новый руководитель начал деятельность, взяв коллектив в ежовые рукавицы. В отношении Крыловой это проявилось следующим образом: контракт был разорван в прямом смысле слова, а Надежде Александровне было порекомендовано встать в жилищную очередь и ожидать получения квартиры на общем основании. Проработав на предприятии еще пять лет и поняв, что квартиры ей, как и соратникам по хвосту жилищной очереди, не видать — надвигались девяностые, жилищное строительство в Ржеве сворачивалось — 3 сентября 1987 года Надежда Крылова вернулась в ДК РМЗ на ранее оставленную должность. А в 1992 году, вопреки своей воле, возглавила это культурное учреждение.

Получилось это так. Ранее возглавлявшая ДК РМЗ Ирина Корсак, уходя работать директором ресторана «Ржев», попросила Крылову заменить ее на посту руководителя Дома культуры. Надежда Александровна согласилась, но с условием, что подиректрорствует временно, пока не подыщут постоянную кандидатуру — не любила руководящую работу. Спустя две недели ее ознакомили с приказом, из которого Крылова узнала, что директор она постоянный.

Слез пролила немало, но сетовать на судьбу и коварство вышестоящих инстанций было некогда. Времена наступили сложные, ДК РМЗ, как ветхая лодчонка, из последних сил пытался не пойти ко дну под натиском волн нахлынувшей перестройки, то бишь разрухи и коммерциализации.

Ранее сотрудники Дома культуры РМЗ числились в штате ремонтно-механического завода. Руководство РМЗ решило вывести работников клуба из штата — рабочих завода бы прокормить в сложное время, не до организаторов песен-плясок. Чтобы люди не оказались на улице, Крылова, закрыв глаза на некоторые законодательные тонкости, ввела своих сотрудников в штат ДК и начислила им зарплату из доходов учреждения за платные мероприятия — дискотеки, видео- и кинопрокаты. В 1993 году РМЗ сдал в аренду правое крыло здания (с намерением впоследствии продать) вязальной фабрике и кооперативу по пошиву кожаных изделий. Каким трудом Крылова не только отстояла намерение потенциальных покупателей содрать паркет и залить часть пола ДК бетоном под установку вязальных станков, долго рассказывать. Удалось не только не допустить промышленной реконструкции учреждения культуры, но и договориться с предпринимателями о том, что часть своих доходов они будут перечислять в фонд зарплаты работников Дома культуры. Но Надежда Александровна понимала, что рано или поздно здание продадут по частям — уже озвучивалось, что ей будет достаточно личного кабинета и зрительного зала. Обратилась за поддержкой к властям, через Малый совет вышла с ходатайством в Горисполком, чтобы учреждение культуры было передано городу. Тем временем РМЗ готовил документы на продажу здания, чтобы, благодаря вырученной прибыли, рассчитаться с долгами по зарплате перед рабочими. Благодаря выигранному иску в арбитражный суд Крыловой удалось не допустить продажи ДК с молотка.

Ходатайство в горисполком также удовлетворили. В город ГДК входил с четырьмя штатными единицами и трехмесячной задолженностью по директорской зарплате (остальные сотрудники получали зарплату вовремя). Навалились новые проблемы, в том числе коммунального плана. Например, по каким тарифам и нормативам рассчитываться за воду? И для города, и для ГДК выстраивать новые хозяйственные отношения в условиях смены государственного строя было в новинку. Первоначально расчеты были анекдотические — за потребление воды с ГДК брали, как в бане: 350 мест в зрительном зале расценивались как помывочные.

Дому культуры был необходим ремонт, но Крылову никто не слушал — какие ремонты, когда у города столько проблем. В 1994 году чуть не случилась беда. Через час после окончания одного из детских спектаклей в зрительном зале обрушилась третья часть потолка. Начался текущий ремонт, который, благодаря стараниям директора, плавно перетек в капитальный. Зато инаугурация первого главы Ржева в 1995 году — Александра Харченко — прошла в ГДК, в свежеотремонтированном зале.

Сейчас в Городском доме культуры 27 штатных сотрудников, 25 клубных форм и объединений, среди которых четыре, имеющие звание «Народный». Возрастная категория, посещающая творческие объединения ГДК, всеобъемлюща — от 5 до 85 лет. Такие коллективы, как «Игрицы», трио «Ретро», Народный театр под руководством Елизаветы Паршиковой, известны и любимы ржевитянами. На фестивали, рожденные ГДК — творчества людей пожилого возраста «Я люблю тебя, жизнь!» и творчества людей с ограниченными возможностями «Мы равные, мы как все!» — съезжаются участники со всего региона.

Этот год для Городского дома культуры — четырежды юбилейный. 55 лет со дня основания празднует ГДК. 25 лет возглавляет вверенное ей учреждение, пройдя с ним и горе, и радости, Надежда Крылова. 45 лет отмечает хор «Ржевитянка» под руководством Марины Артамоновой. 20 лет исполняется единственному в городе фольклорно-этнографическому центру, хозяйка (официальным лицом назвать эту женщину язык не поворачивается) которого, Алла Петрова, всегда рада гостям. Осенью Городской дом культуры готовит цикл мероприятий, посвященный этим знаменательным событиям. Мы гордимся, что оказались в числе первых, кто поздравил Надежду Крылову и сплоченный коллектив ГДК с этими знаменательными событиями, желаем творческих успехов, дальнейшей жизнестойкости и процветания.

 

 
По теме
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье Ожидаются временные проблемы в движении по федеральной автомагистрали М-10 «Россия», которая связывает такие крупные города, как Москва, Тверь, Великий Новгород и Санкт-Петербург.
Новости Твери, 28 марта. — Ее искали несколько дней. Фото: ВПСО Сова Тверь и Тверская область В Твери ВПСО «Сова» нашли 17-летнюю девушку.
В Твери на площади Капошвара в ДТП пострадала женщина Ольга ТРОФИМОВА В ДТП пострадала женщина-пассажирка Фото: отдел ГИБДД УМВД России по г. Твери ДТП произошло на проспекте Чайковского у дома №9 в Твери (площадь Капошвара).
Фото: ГИБДД Днем в городе Тверь на проспекте Чайковского произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие, в котором столкнулись три автомобиля.
В Твери иномарка сбила 23-летнюю девушку - ГТРК Пострадавшая с тяжёлыми травмами была госпитализирована в медучреждение. Авария произошла на улице Советской рядом с Тверским краеведческим музеем днём 27 марта.
ГТРК
IMG 7619 - Газета Авангард 22 марта в зале совещаний администрации округа состоялось внеочередное заседание Думы Западнодвинского муниципального округа.
Газета Авангард
Новости Твери, 26 марта. — Она уже сдавливала внутренние органы. Фото: ГКБ №6, Тверь; pxhere.com Хирурги ГБУЗ ГКБ №6 в Твери удалили у пациентки 30-сантиметровую доброкачественную опухоль (липому).
Афанасий-биржа